Вы приступили к выполнению разворота, а водитель грузового автомобиля собирается начать движение после преднамеренной остановки.
Вопрос:
Кто при выполнении маневра в данной ситуации должен уступить дорогу?
Варианты ответов:
1) Водитель грузового автомобиля, потому что он намеревается начать движение.
2) Вы, потому что водитель грузового автомобиля при выполнении разворота окажется справа.
3) В данной ситуации водителям следует действовать по взаимной договоренности.
Проверить свой ответ и сравнить его с правильным Вы сможете в конце статьи.
Но не спешите в него заглядывать. Сначала очень внимательно посмотрите на схему, вспомните ПДД и очень хорошо подумайте.
Подобные задачи практически всегда вызывают довольно большие затруднения у будущих водителей. И причиной ошибок в абсолютно подавляющем большинстве случаев является только неправильная оценка этой вполне обычной дорожной ситуации.
А неправильно такие ситуации курсанты оценивают только из-за не совсем правильного понимания пункта 8.1 ПДД. Если точнее – они забывают или просто не понимают, что начало движения является совершенно особым маневром.
Давайте сейчас очень подробно разберём этот вопрос, чтобы такие ситуации не вызывали у Вас затруднений. Ни на теоретическом экзамене, ни, тем более, в реальной дорожной обстановке.
Для начала нам всё-таки необходимо освежить в памяти пункт 8.1 ПДД:
“ 8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения”.
Проще говоря, начало движения Правила считают таким же маневром, как и перестроение, поворот, разворот или остановка.
Вот именно поэтому многие курсанты очень часто ошибочно считают, что в таких ситуациях происходит одновременное перестроение.
И поэтому они ошибочно руководствуются предписаниями пункта 8.9 ПДД, который требует, чтобы случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу уступал водитель, к которому транспортное средство приближается справа.
Кстати, на автофорумах такие задачи всегда вызывают весьма горячие обсуждения и споры, в которых каждый отстаивает свою точку зрения, как единственно верную.
Но все эти споры абсолютно напрасны. Потому что есть “Комментарии к ПДД” под общей редакцией Главного Инспектора БДД генерал-лейтенанта В.Н. Кирьянова, в которых даётся такое разъяснение:
“ Под началом движения понимается момент трогания транспортного средства с места стоянки или остановки с перестроением на соседнюю полосу движения или без него “.
Поэтому начало движения является совершенно особым маневром. Это единственный из маневров, выполнение которого заключается не в каком-либо изменении процесса движении, а именно в самом трогании с места.
И эту особенность авторы Правил выделили даже в названии Раздела 8 ПДД – “Начало движения, маневрирование”, а не просто “Маневрирование”.
Но, несмотря на всю особость маневра “начало движения “, водители при его выполнении не должны создавать опасности или помех другим участникам движения. Как и при выполнении любого другого маневра. При этом ни размер, ни вес транспортного средства абсолютно никакого значения не имеют.
А из этого следует, что тронуться с места ПДД разрешают водителю только при условии, что этим он никому не создаст никаких помех.
Вот именно поэтому в данной ситуации грузовой автомобиль и не может представлять для Вас помеху справа во время выполнения разворота.
Следовательно, при выполнении маневра в данной ситуации уступить дорогу должен водитель грузового автомобиля, потому что он намеревается начать движение. Правильный ответ – вариант 1.